Путешествовать - полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное - разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила.
Оно ведет от жизни к смерти. Люди,
животные, города и вещи - все выдумано.
Роман - это всего лишь вымышленная история. Так говорит Литре, а он никогда не ошибается.
Роман - это всего лишь вымышленная история. Так говорит Литре, а он никогда не ошибается.
И главное:
то же самое может проделать любой. Достаточно закрыть глаза.
Это по ту
сторону жизни.
Началось
это так…
Жил один человек, чувствовавший с детства свою
необычность, избранность и имевший большие амбиции.
На этот вопрос, будучи детьми, мои
друзья всегда отвечали: «Киска». А я же отвечал: «Запах в домах, где живут старики». Вопрос
был: «Что вы действительно любите больше всего в жизни?»
Я был предназначен для восприимчивости.
Я был предназначен стать писателем. Я был предназначен стать Джепом Гамбарделла.
И где мы его находим в 65 лет? Позади лишь одна книга, а вокруг абсурд,
пустота и обман.
Знатная провокаторша в голом виде, с серпом и молотом в
интимной зоне с разбегу бьющаяся головой об стену, при этом сама не понимающая
значения своего перформанса. Престарелая стриптизерша, не бросающая работу, чтобы заработать
деньги, чтобы все заработанное тратить на поддержание себя в форме, чтобы иметь
возможность их зарабатывать. Потомки древнего, гордого рода, превратившиеся в свадебных генералов. Кардинал святой римской церкви, произносящий кулинарные
рецепты как мессы, при этом имеющий славу лучшего экзорциста. Любящие родители,
выставляющие своего ребенка на потеху толпе. Преступник, скрывающийся от всей
европейской полиции в центре итальянской столицы. Святая пустота Санта, находящаяся
под чутким руководством менеджера по ее святости. Подруга писательница,
претендующая на обладание истиной и проповедующая ее, при этом не понимающая явной
всем истины про саму себя.
Стефания, что ты за чушь несешь. Знаешь,
величайшей мечтой Флобера было написать роман ни о чем. Если бы он встретил
тебя, мы бы получили великую книгу. Мы все на краю отчаяния. Все, что мы
можем делать, так это смотреть друг другу в глаза, продолжать собираться вместе,
шутить немножко… Ты не согласна?
Есть что-то в этом от Бокаччо, Феллини: раз
уж невозможно победить эти болезни современности, то можно найти убежище
в сладкой жизни.
И так он и жил грустя лишь о прошедшем детстве. А
может он так и не повзрослел. Но в один из дней безмятежность голубой глади
внутреннего мира была нарушена. Смерть любви его детства провела черту на
казавшемуся ему бескрайнем море жизни. Вдруг пришло осознание того, что
находится он на противоположной стороне от счастливых берегов солнечного
острова молодости. Перед неизвестностью
за горизонтом жизни лет вспомнил он про свои амбиции, свое великое
предназначение стать…
- Ты кто?
-
Я? Я… ну, я…
- Ты – никто!
- Никто?! Но я... я...?
Ну да, он никто и вокруг ничто. Кругом пустота. Так это
же и не новость, вроде. Только вот где в этой пустоте жизни найти великую
красоту, про которую стоило бы написать, пока есть еще время?
Взгляни на них. Зверинец! И это и есть моя жизнь.
Ничто.
Знаешь, Флобер хотел написать книгу ни о чем, но не
смог. Я мог бы ее написать, нет?
А и действительно, Флобер хотел написать ни о чем, но выходил
у него либо великий роман "Мадам Бовари", либо "Воспитание чувств". Более того, Флобер говорил: Мадам Бовари - это я! Кажется, так мог бы
сказать про себя и Джеп Гамбарделла.
Такой вот трюк: как только включаешь воображение и начинаешь писать ни о чем,
про пустоту вокруг и внутри, получается великий роман. В этом, возможно, и
заключается Великая Красота. Так и любое бессмысленное путешествия из точки А в
точку Б, при достаточном воображении, превращается в великую историю. Даже
похороны, неправда ли?
Самые лучшие люди в Риме – туристы.
Право же, достигли ли великие писатели-философы истин, к которым
стремились? Если их воспринимать буквально, то и жить не захочется.
Пруст пишет, что смерть может прийти за
нами сегодня после обеда. Он меня страшит. Не завтра, не через год, а именно сегодня днем.
Все настолько абстрактно, порой абсурдно, что лучше
воспринимать все с должной долей иронии и не серьезней меню ресторана.
Ну, так сегодня уже вечер, а день будет
не раньше, чем завтра…
Пустые персонажи, помещенные в пустой, бессмысленный
мир, если осветить их под правильным углом воображения, создают красоту. В конце
концов, все всего лишь выдумка, трюк. Такова и жизнь.
Она история, рассказанная глупцом, полная шума и
ярости. И ничего не значит.
И в то же время, несмотря на все, есть в ней великая
красота. Только чтобы отыскать ее в пустой темноте жизни нужно иметь в
качестве фонаря развитое воображение.
Вот так это всегда заканчивается. Со смертью. Но
сначала была жизнь, скрытая под этими блаблаблаблабла…
Осевшая под болтовней и шумом. Безмолвие, чувства, эмоции, страх и редкие,
худосочные проблески красоты. Печаль и уныние несчастного, презренного человека.
Все скрыто под этой оболочкой смущения и неловкости бытия в этом мире… блаблаблаблабла…
А кроме этого… есть то, что лежит за пределами жизни. Мне нет дела до того, что за
пределами. Поэтому… пусть эта повесть начнется. В конце концов… это всего лишь трюк.
Да, это всего лишь трюк.
Авторам фильма, как великому французскому писателю,
удалось снять великую, красивую повесть ни о чем. Возможно, и автору
данного текста удалось написать ни о чем понятно.
Природа красоты непостижима. Красота в глазах смотрящего.





Комментариев нет:
Отправить комментарий